Группа психологов во главе с Ануджа Шахом из Университета Чикаго (США) провела исследование, наглядно доказывающее, что бедность мешает людям правильно расставлять приоритеты и принимать верные решения. Все дело в том, что бедняки сосредотачиваются на узком круге проблем, игнорируя другие вопросы, которые являются не менее важными, заявили ученые.
В ходе эксперимента испытуемым предложили сыграть в особые версии нескольких коллективных или компьютерных игр, в частности, являющихся аналогами отечественного "Поля чудес" и "Сто к одному", а также популярной игры Angry Birds. При этом участников разбили на две группы, условно богатых и бедных. "Богатым" давалось большее количество попыток угадать слово или количество выстрелов в аналоге Angry Birds, а "бедные" получали относительно небольшое число шансов. За каждый ход игроки имели право потратить несколько попыток из общего бюджета, количество которых для обеих групп являлось фиксированным. Но в некоторых случаях организаторы разрешали участникам использовать так называемый кредит - те могли добавлять к текущему ходу дополнительные шансы. Однако каждый из них стоил двух попыток из общего бюджета. При этом доброволец мог отказаться отвечать на тот или иной вопрос, пропуская очередной ход и таким образом сохраняя шансы неиспользованными.
Подводя итоги, Шах и его коллеги обнаружили, что "бедные" участники весьма нерационально расходовали свои ресурсы в игре. Так, они часто обращались к кредиту, пытаясь ответить на сложные вопросы, и в результате набирали меньше очков, чем "богатые". Кроме того, они обращали меньше внимания на подсказки.
По мнению исследователей, это свидетельствует о том, что нехватка финансовых ресурсов заставляет человека чересчур сильно фокусироваться на решении крайне ограниченного круга проблем (то есть существовать в режиме выживания) и игнорировать то, что может кардинально улучшить их положение. Так, жители многих развивающихся государств не хотят покупать лекарства от паразитических червей, хотя в итоге это позволит им тратить меньше денег на продукты и улучшит здоровье.
Один из распространенных мифов о богатых людях гласит, что те могут позволить себе заниматься чем хотят, и их жизнь состоит сплошь из светских приемов и развлечений. Однако согласно исследованию, недавно проведенному британским специалистом по так называемой поведенческой экономике Дэниэлом Канеманом, богатеи отдыхают гораздо реже, чем менее состоятельные люди.
Например, те, кто зарабатывает менее 20 тысяч долларов в год, тратят почти треть своего времени на так называемый пассивный отдых, вроде просмотра телевизора, а те, чей ежегодный доход составляет более 100 тысяч долларов, посвящают пассивному отдыху не более пятой части своего времени. Они предпочитают активный отдых и путешествия, а также занимаются саморазвитием, чтением, усовершенствованием своего бизнеса и, наконец, семейными делами.
На первый взгляд, чем человек богаче, тем больше у него ресурсов и возможностей. Но с другой стороны, наблюдается прямая связь между нашим поведением и нашим благосостоянием. Так, многие обеспеченные люди тоже когда-то были бедными. Но они сумели подняться, рационально устраивая свою жизнь, принимая адекватные решения и занимаясь поиском новых возможностей для улучшения собственной жизни. Другие же бедняки не находят ничего лучшего, как залезать в кредитную кабалу и расходовать чужие ресурсы, с тем, чтобы потом вернуть долг вдвойне… Есть масса людей, живущих от зарплаты до зарплаты, опасающихся рисковать своим скромным местом и доходом и помышляющих только о том, как обеспечить базовые потребности – купить еду, одежду, бытовую технику… Если даже им выпадет реальный шанс стать богаче, они вряд ли им воспользуются в силу своей ограниченности. Конечно, многие мечтают о легких деньгах, но узкий кругозор не позволяет таким мечтателям отличить "воздушные" проекты от тех, которые могут принести реальную прибыль. К тому же, они не готовы много и тяжело работать, чтобы добиться своей цели. И разумеется, лежание на диване этому никак не способствует. Для того, чтобы стать богатым, надо быть прежде всего активным и уметь видеть дальше собственного носа, говорят психологи.
|