Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день в Швейцарии.
-Публика любит быть обманутой
-Заблуждаются не потому, что не знают, а потому, что думают, что знают.
-Оскорбления — это доводы неправых.
-От природы люди вовсе не враги друг другу.
-Почти во всех делах самое трудное — начало.
-Лишь великие события создают великих людей.
-У духа есть свои потребности, как и у тела.
-Важно знать не то, что есть, а то, что полезно.
-Первое и важнейшее качество женщины — кротость.
-Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав. -Против всего можно устоять, но не против доброты.
-Прямодушие украшает все сопровождаемые им чувства.
-Жажда счастья никогда не иссякает в сердце человека.
-Фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами.
-Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее.
-Вся нравственность человека заключается в его намерениях.
-Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание.
-Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба — никогда.
-Чем меньше вы будете читать, тем тщательнее следует выбирать книги.
-Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему.
-Ничего могучего, ничего великого не может выйти из-под продажного пера.
-Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления. -Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимете всю прелесть жизни.
-Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.
-Дураки не бывают застенчивы, хотя застенчивость принимает все виды глупости.
-Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
-Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать.
-Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то наверняка этот кто-то был дурак.
-Мужчина лучше женщины философствует о сердце человеческом, но женщина лучше его читает в сердце мужчин.
-Мы всего больше заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность; старики больше сожалеют о ней, чем молодые.
-Необходимым следствием порядка вещей становится то, что злой извлекает двойную выгоду: из собственной несправедливости и из честности других.
-Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того. чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
-Мужчина говорит то, что знает, женщина — что нравится; первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая — во вкусе; первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая — приятные.
-Когда мужчина берет жену ниже себя по званию., он не унижает себя, но возвышает свою супругу; наоборот, заключая брак с особою более высокого звания, он унижает ее и сам не возвышается.
-Весьма опасаюсь, как бы тот, кто с первого знакомства обходится со мною так, будто мы дружим лет двадцать, не обошелся бы со мною двадцать лет спустя как с незнакомцем, попроси я его о важной услуге.
-Всякий, кто зависит от других и не имеет своих внутренних средств, не сможет стать свободным. Союзы, договоры, доверие людей — все это может привязать слабого к сильному, но не сильного к слабому.
-Не соединяйте брачными узами людей, кои подходят друг другу лишь в известных условиях жизни и не будут подходить, если эти условия изменятся; но соединяйте людей, которые будут соответствовать друг другу, в каком бы положении они ни очутились, в какой бы стране ни обитали, в каком бы звании ни оказались.
-Если брать этот термин в точном его значении, то никогда не существовала подлинная демократия и никогда таковой не будет. Противно естественному порядку вещей, чтобы большее число управляло, а малое было управляемым. Нельзя себе представить, чтобы народ все свое время проводил в собраниях, занимаясь общественными делами, и легко видеть. что он не мог бы учредить для этого какие-либо комиссии, чтобы не изменилась и форма управления.
-Люди от природы ленивы; но страстное стремление к труду — это первый плод благоустроенного общества; и если народ вновь впадает в состояние лени и безразличия, то это происходит опять-таки из-за несправедливости этого же самого общества, которое не придает уже больше труду той цены, которой он заслуживает.